Разделение дорог по категориям рассмотрено в следующих нормативных документах:
- автомобильные дороги в соответствии с ФЗ-№257 от 08.11.2007 , ГОСТ Р 52398-2005 и СП 34.13330.2012;
- улично-дорожная сеть в соответствии с СП 42.13330.2016.
Основные понятия:
Согласно статье 3 п.1 ФЗ-№257 от 08.11.2007:
п.1. автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
Согласно разделу 3 СП 34.13330.2012:
п.3.3 автомобильная дорога: Комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а также участки земель, предоставленные для их размещения.
п.3.9 категория автомобильной дороги: Характеристика, определяющая технические параметры автомобильной дороги.
Согласно разделу 3 СП 42.13330.2016:
п.3.37. улично-дорожная сеть; УДС: Система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы УДС закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая УДС, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
п.3.36. улица, площадь: Территория общего пользования, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети города.
Рассмотрим деление автомобильных дорог и улично-дорожной сети по категориям.
Категории автомобильных дорог
Согласно статье 5 п.18 ФЗ-№257 от 08.11.2007:
18. Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно данному постановлению Правительства РФ от 28.09.2009 №767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации»:
п.2. Автомобильные дороги по условиям движения и доступа к ним разделяются на следующие классы:
а) автомагистраль;
б) скоростная автомобильная дорога;
в) обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога).
п.3. Отнесение автомобильной дороги к соответствующему классу осуществляется в соответствии с критериями, установленными статьей 5 ФЗ-№257 от 08.11.2007.
-
-
- Для автомобильной дороги класса «автомагистраль» устанавливается IА категория.
- Для автомобильной дороги класса «скоростная автомобильная дорога» устанавливается IБ категория.
- Для автомобильной дороги класса «обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)» могут устанавливаться IВ, II, III, IV и V категории.
-
п.5. Отнесение эксплуатируемых автомобильных дорог к категориям автомобильных дорог осуществляется в соответствии с основными показателями транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог согласно приложению.
Приложение пост. Прав. РФ №767 от 28.09.2009.
Приложение к Правилам классификации
автомобильных дорог в РФ и их отнесения
к категориям автомобильных дорог
Параметры элементов автомо-бильной дороги |
Класс автомобильной дороги |
||||||||
авто- |
скоро- |
обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога) |
|||||||
Категории автомобильной дороги |
|||||||||
IА |
IБ |
IВ |
II |
III |
IV |
V |
|||
1.Общее число полос движения, штук |
4 и более |
4 и более |
4 и более |
4 |
2 |
2 |
2 |
1 |
|
2.Ширина полосы движения, м |
3,75 |
3,75 |
3,5 — 3,75 |
3,5 — 3,75 |
3,5 — 3,75 |
3,25 — 3,5 |
3 — 3,25 |
3,5 — 4,5 |
|
3. Ширина обочины |
3,75 |
3,75 |
3,25 — 3,75 |
2,5 — 3 |
2,5 — 3 |
2 — 2,5 |
1,5 — 2 |
1 — 1,75 |
|
4. Ширина раздели-тельной полосы, м |
6 |
5 |
5 |
— |
— |
— |
— |
— |
|
5. Пересе- чение с автомо-бильными дорогами |
в разных уровнях |
в разных уровнях |
допу-скается пере-сечение |
в одном уровне |
в одном уровне |
в одном уровне |
в одном уровне |
в одном уровне |
|
6. Пересе- чение с железными дорогами |
в разных уровнях |
в разных уровнях |
в разных уровнях |
в разных уровнях |
в разных уровнях |
в разных уровнях |
в одном уровне |
в одном уровне |
|
7. Доступ к дороге с примы- кающей дороги в одном уровне |
не допус- |
допу-скается не чаще |
допу-скается не чаще чем через 5 км |
допу-скается |
допу-скается |
допу-скается |
допу-скается |
допу-скается |
|
8. Макси-мальный уровень загрузки дороги движе-нием |
0,6 |
0,65 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
Примечания:
1. Ширина обочин автомобильной дороги на особо трудных участках горной местности, на участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и дополнительными полосами на подъем может составлять до 1,5 метра — для дорог IБ, IВ и II категорий и до 1 метра — для дорог III, IV и V категорий.
2. На автомобильных дорогах категории IВ ширина разделительной полосы может быть равной 2 метрам (без учета ширины ограждения при наличии дорожных ограждений по оси дороги).
3. Максимальный уровень загрузки дороги движением определяется как отношение величины максимальной интенсивности движения к величине ее пропускной способности.
4. Допускается классифицировать автомобильные дороги как скоростные автомобильные дороги только по общему числу полос движения и видам пересечения с автомобильными и железными дорогами, при этом для указанного класса автомобильной дороги ширина полосы движения не должна быть менее 3,5 метра.
Согласно разделу 4 и 5 СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*:
(Данный свод правил устанавливает нормы проектирования на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования и ведомственные автомобильные дороги.)
Категории автомобильных дорог (ГОСТ 33382) в зависимости от расчетной интенсивности движения приведены в таблице 4.1.
Таблица 4.1
Категория автомобильной дороги |
Расчетная интенсивность движения, приведенных ед/сут |
|
IA (автомагистраль) |
Свыше 14000 |
|
IБ |
То же |
|
Обычные дороги |
IB |
» 14000 |
II |
» 6000 |
|
III |
» 2000 до 6000 |
|
IV |
» 200 » 2000 |
|
V |
» 200 |
|
Примечания 1 При применении одинаковых требований для дорог IA, IБ, IB категорий в настоящем своде правил они отнесены к категории 1. 2 Категорию дороги следует устанавливать в зависимости от ее значения в сети автомобильных дорог, а также требований заказчика. |
Количество и размеры параметров элементов автодороги в зависимости от ее категории приведены в таблице 5.1.
Таблица 5.1 — Параметры элементов автодороги в зависимости от ее категории
Параме-тры элементов автодо-роги |
Категории |
|||||
IА |
IБ |
IВ |
II |
III |
IV |
|
Общее число полос движения, шт. |
4 и более в каждом напр-авлении |
4 и более в каждом напра-влении |
4 |
2 |
2 |
2 |
Ширина полосы движения, м |
3,75 |
3,75 |
3,5-3,75 |
3,5-3,75 |
3,5 |
3,0 |
Ширина обочины, м, не менее |
3,75 |
3,75 |
3,75 |
3,75-2,5 |
2,5 |
2,0 |
Ширина раздели-тельной полосы, м |
6 |
5 |
— |
— |
— |
— |
Пересе-чение с автодо-рогами |
В разных уровнях |
В разных уровнях |
Допускается в одном уровне с автодорогами со светофорами не чаще чем через 5 км |
В одном уровне |
В одном уровне |
В одном уровне |
Пересе-чение с желез-ными дорогами |
В разных уровнях |
В разных уровнях |
В разных уровнях |
В разных уровнях |
В разных уровнях при пересечении трех или больше железно-дорожных путей |
В разных уровнях при пересечении трех или больше железно-дорожных путей |
Доступ к дороге с примыка-ющей дороги в одном уровне |
Допу-скается не чаще чем 10 км |
Допу-скается не чаще чем через 5 км |
Допускается не чаще чем через 5 км |
Допу-скается |
Допускается |
Допускается |
Категории улично-дорожной сети
Согласно разделу 11 СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*
п.11.4 Улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе УДС следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в таблице 11.1.
Категории улиц и дорог городов
Таблица 11.1
Категория дорог и улиц |
Основное назначение дорог и улиц |
Магистральные городские дороги: |
|
1-го класса — скоростного движения |
Скоростная транспортная связь между удаленными промышленными и жилыми районами в крупнейших и крупных городах; выходы на внешние автомобильные дороги, к аэропортам, крупным зонам массового отдыха и поселениям в системе расселения. Движение непрерывное. Доступ транспортных средств через развязки в разных уровнях. Пропуск всех видов транспорта. Пересечение с дорогами и улицами всех категорий — в разных уровнях. Пешеходные переходы устраиваются вне проезжей части |
2-го класса — регулируемого движения |
Транспортная связь между районами города, выходы на внешние автомобильные дороги. Проходят вне жилой застройки. Движение регулируемое. Пропуск всех видов транспорта. Пересечение с дорогами и улицами всех категорий — в одном или разных уровнях. Пешеходные переходы устраиваются вне проезжей части и в уровне проезжей части |
Магистральные улицы общегородского значения: |
|
1-го класса — непрерывного движения |
Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и общественными центрами в крупнейших, крупных и больших городах, а также с другими магистральными улицами, городскими и внешними автомобильными дорогами. Обеспечивают безостановочное непрерывное движение по основному направлению. Основные транспортные коммуникации, обеспечивающие скоростные связи в пределах урбанизированных городских территорий. Обслуживание прилегающей застройки осуществляется с боковых или местных проездов. Пропуск всех видов транспорта. Пешеходные переходы устраиваются вне проезжей части |
2-го класса — регулируемого движения |
Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и центром города, центрами планировочных районов; выходы на внешние автомобильные дороги. Транспортно-планировочные оси города, основные элементы функционально-планировочной структуры города, поселения. Движение регулируемое. Пропуск всех видов транспорта. Для движения наземного общественного транспорта устраивается выделенная полоса при соответствующем обосновании. Пересечение с дорогами и улицами других категорий — в одном или разных уровнях. Пешеходные переходы устраиваются вне проезжей части и в уровне проезжей части со светофорным регулированием |
3-го класса — регулируемого движения |
Связывают районы города, городского округа между собой. Движение регулируемое и саморегулируемое. Пропуск всех видов транспорта. Для движения наземного общественного транспорта устраивается выделенная полоса при соответствующем обосновании. Пешеходные переходы устраиваются в уровне проезжей части и вне проезжей части |
Магистральные улицы районного значения |
Транспортная и пешеходная связи в пределах жилых районов, выходы на другие магистральные улицы. Обеспечивают выход на улицы и дороги межрайонного и общегородского значения. Движение регулируемое и саморегулируемое. Пропуск всех видов транспорта. Пересечение с дорогами и улицами в одном уровне. Пешеходные переходы устраиваются вне проезжей части и в уровне проезжей части |
Улицы и дороги местного значения: |
|
— улицы в зонах жилой застройки |
Транспортные и пешеходные связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы районного значения, улицы и дороги регулируемого движения. Обеспечивают непосредственный доступ к зданиям и земельным участкам |
— улицы в общественно-деловых и торговых зонах |
Транспортные и пешеходные связи внутри зон и районов для обеспечения доступа к торговым, офисным и административным зданиям, объектам сервисного обслуживания населения, образовательным организациям и др. Пешеходные переходы устраиваются в уровне проезжей части |
— улицы и дороги в производственных зонах |
Транспортные и пешеходные связи внутри промышленных, коммунально-складских зон и районов, обеспечение доступа к зданиям и земельным участкам этих зон. Пешеходные переходы устраиваются в уровне проезжей части. |
Пешеходные улицы и площади |
Благоустроенные пространства в составе УДС, предназначенные для движения и отдыха пешеходов с обеспечением полной безопасности и высокого комфорта пребывания. Пешеходные связи объектов массового посещения и концентрации пешеходов. Движение всех видов транспорта исключено. Обеспечивается возможность проезда специального транспорта |
Примечания |
п.11.6 Классификацию и расчетные параметры улиц и дорог сельских поселений следует принимать по таблицам 11.3 и 11.4.
Классификация улиц и дорог сельских поселений
Таблица 11.3
Категория дорог и улиц |
Основное назначение дорог и улиц |
Основные улицы сельского поселения |
Проходят по всей территории сельского населенного пункта, осуществляют основные транспортные и пешеходные связи, а также связь территории жилой застройки с общественным центром. Выходят на внешние дороги |
Местные улицы |
Обеспечивают связь жилой застройки с основными улицами |
Местные дороги |
Обеспечивают связи жилых и производственных территорий, обслуживают производственные территории |
Проезды |
Обеспечивают непосредственный подъезд к участкам жилой, производственной и общественной застройки |
п. 11.7 Проектирование парковых дорог, проездов, велосипедных дорожек следует осуществлять в соответствии с характеристиками, приведенными в таблицах 11.5 и 11.6.
Таблица 11.5
Категория дорог и улиц |
Основное назначение дорог и улиц |
Парковые дороги |
Дороги предназначены для обслуживания посетителей и территории парка, проезда экологически чистого транспорта, велосипедов, а также спецтранспорта (уборочная техника, скорая помощь, полиция) |
Проезды |
Подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов (кварталов) |
Велосипедные дорожки: |
|
— в составе поперечного профиля УДС |
Специально выделенная полоса, предназначенная для движения велосипедного транспорта. Может устраиваться на магистральных улицах общегородского значения 2-го и 3-го классов районного значения и жилых улицах |
— на рекреационных территориях, в жилых зонах и т.п. |
Специально выделенная полоса для проезда на велосипедах |