Домой Проектировщику Нормативные документы Внесение изменений в проектную документацию в 2020

Внесение изменений в проектную документацию в 2020

При внесении изменений в проектную документацию при строительстве в 2020 необходимо руководствоваться следующими документами:

Приведем основные пункты данных нормативных документов, которые касаются непосредственно внесению изменений в ПД.

А также в конце статьи приведем список вопросов и предложений по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1948.

Согласно Градостроительному кодексу РФ:

В соответствии с пунктом 7 Градкодекса:

Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в установленном порядке.

В соответствии с частью 15 статьи 48 Градкодекса:

Переутверждение проектной документации осуществляется застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации, полученного в порядке, установленном статьей 49 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 05.03.2007 № 145:

В соответствии с разделом 6 «Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145» в редакции с изменениями согласно Постановлению №1948 от 31.12.2019:

44. Проектная документация (часть проектной документации в случае, предусмотренном подпунктом «г» пункта 13 настоящего Положения) и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 раза и более) на государственную экспертизу:

а) после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы;

б) при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, не предусмотренных частью 3_8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

в) при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, предусмотренных частью 3_8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, — по инициативе заявителя.

44_1. Повторная государственная экспертиза осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Положением для проведения первичной государственной экспертизы, за исключением проведения экспертного сопровождения, которое осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 45_2 — 45_10 настоящего Положения.

44_2. К заявлению о проведении повторной государственной экспертизы прилагается справка, подписанная главным инженером проекта, в которой описываются внесенные изменения в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий.

В случае если недостатки, послужившие основанием для отрицательного заключения государственной экспертизы, устранимы без возврата документов, представленных на бумажном и (или) электронном носителе, в случае, предусмотренном абзацем четвертым пункта 18 настоящего Положения, и заявитель не настаивает на возврате таких документов, организация по проведению государственной экспертизы в порядке и сроки, которые определены договором, устанавливает срок для устранения таких недостатков. В этом случае документы, представленные на государственную экспертизу, заявителю не возвращаются. После их доработки в порядке, определенном договором, заявитель представляет в организацию по проведению государственной экспертизы часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий с внесенными изменениями и справку с описанием этих изменений.

45. Экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза, за исключением случаев, установленных в пункте 45_1 настоящего Положения.

45_1. Проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий подлежат экспертной оценке в полном объеме в случае, если после проведения первичной (предыдущей повторной) государственной экспертизы такой проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в законодательство Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми государственная экспертиза должна осуществляться иной организацией по проведению государственной экспертизы.

45_2. При проведении оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения осуществляется оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы (в том числе изменений, не предусмотренных частью 3_8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации), требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, включая оценку совместимости изменений, внесенных в проектную документацию, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились.

45_3. При выдаче заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения в случае, установленном в подпункте «б» пункта 17_4 настоящего Положения, осуществляется проверка сметной стоимости.

45_4. Экспертное сопровождение начинается после заключения договора об экспертном сопровождении и представления заявителем документов, подтверждающих внесение платы в соответствии с договором об экспертном сопровождении.

Оценка соответствия в рамках экспертного сопровождения начинается после представления заявителем документов, указанных в пункте 17_3 настоящего Положения, и завершается направлением (вручением) заявителю заключения по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения.

45_5. Подготовка заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения начинается со дня представления документов, указанных в пункте 17_4 настоящего Положения, и завершается направлением (вручением) заявителю заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения, включенного в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (за исключением случаев, если документы, необходимые для проведения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, содержат сведения, составляющие государственную тайну).

45_6. При подготовке заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения в случае, указанном в подпункте «б» пункта 17_4 настоящего Положения, может осуществляться оперативное внесение изменений в смету на строительство, реконструкцию, но не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания срока проведения государственной экспертизы.

45_7. Срок проведения оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения составляет не более 10 рабочих дней со дня представления документов, указанных в пункте 17_3 настоящего Положения. Указанный срок может быть продлен организацией по проведению государственной экспертизы в случае, если изменения в проектную документацию, представляемые на оценку соответствия, внесены в 2 и более раздела проектной документации, но не более чем на 10 рабочих дней.

45_8. Срок направления (вручения) заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения не может превышать 15 рабочих дней со дня представления в организацию по проведению государственной экспертизы заявления, указанного в подпункте «а» пункта 17_4 настоящего Положения, и 35 рабочих дней со дня представления в организацию по проведению государственной экспертизы документов, указанных в подпункте «б» пункта 17_4 настоящего Положения.

45_9. Результатом оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения является заключение, содержащее выводы о подтверждении (положительное заключение) или неподтверждении (отрицательное заключение) соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, включая совместимость изменений, внесенных в проектную документацию после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились.

45_10. В случае представления заявления, указанного в подпункте «а» пункта 17_4 настоящего Положения, заявителю выдается заключение государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) внесенных в проектную документацию изменений требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, включая совместимость изменений, внесенных в проектную документацию после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились.

В случае представления заявления, указанного в подпункте «б» пункта 17_4 настоящего Положения, заявителю выдается заключение государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) внесенных в проектную документацию изменений требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий, включая совместимость изменений, внесенных в проектную документацию после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились, а также о достоверности или недостоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции.

45_11. В случае внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, проводится оценка таких изменений на предмет их соответствия требованиям, на соответствие которым оценивалась проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий при первоначальном проведении государственной экспертизы, по результатам которой было получено положительное заключение государственной экспертизы.

В случае, когда в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика на проектирование внесение изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и (или) государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, осуществлено в соответствии с требованиями, вступившими в силу после выдачи указанного положительного заключения государственной экспертизы, проводится оценка изменений, внесенных в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, на предмет соответствия требованиям, вступившим в силу после выдачи положительного заключения государственной экспертизы.

45_12. В случае если после получения положительного заключения государственной экспертизы сметные нормативы, федеральные единичные расценки, в том числе их отдельные составляющие, к сметным нормам и (или) сметные цены строительных ресурсов, с учетом которых были осуществлены расчеты сметной стоимости, изменились, представление документов для проведения повторной проверки сметной стоимости в соответствии с подпунктом «б» пункта 27 настоящего Положения осуществляется после корректировки сметной документации в части, подвергшейся изменениям в результате изменения физических объемов работ, конструктивных, организационных-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией, с учетом утвержденных сметных нормативов федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, и (или) определенных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сметных цен строительных ресурсов на дату представления документов для проведения повторной государственной экспертизы, при этом остальная часть сметной документации не корректируется.

45_13. В случае если после получения положительного заключения государственной экспертизы, но до даты заключения государственного (муниципального) контракта (договора), предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, по решению застройщика внесены изменения в сметную документацию без изменений физических объемов работ, конструктивных, организационных-технологических и других решений, предусмотренных проектной документацией (актом, утвержденным застройщиком или техническим заказчиком и содержащим перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и заданием на проектирование в зависимости от содержания работ), в связи с применением:

а) новых сметных норм, федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, утвержденных в установленном порядке после даты получения положительного заключения государственной экспертизы, а также индексов изменения сметной стоимости к таким федеральным единичным расценкам или сметных цен строительных ресурсов, такая сметная документация подлежит направлению на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости;

б) индексов изменения сметной стоимости строительства или сметных цен строительных ресурсов, действующих на дату пересчета сметной стоимости, проверка сметной стоимости не проводится. Такая сметная документация может быть направлена на повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки сметной стоимости по решению застройщика.

Согласно СП 246.1325800.2016:

В соответствии с разделом 8 «Внесение изменений в рабочую и проектную документацию»:

8.1 В процессе строительства объектов капитального строительства возникает необходимость внесения изменений в рабочую документацию.

Специалисты авторского надзора содействуют решению вопросов, связанных с внесением изменений в рабочую документацию в соответствии с положениями раздела 7 ГОСТ Р 21.1101 в объёме, порядке и сроки, установленные договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ или дополнительным соглашением к этому договору, и осуществляют контроль за их реализацией.

Условия, предопределяющие необходимость внесения изменений в рабочую документацию:

а) принятие новых (изменение действующих) законодательных и нормативных правовых актов, технических регламентов, содержащих правовые и технические нормы, обязательные для исполнения;

б) изменение (пересмотр) исходных данных и исходно-разрешительной документации, а также технических условий на проектирование [Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83], [Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. N 1314];

в) выявление в ходе строительства ошибок и недоработок в рабочей документации или в результатах инженерных изысканий, повлёкших необходимость уточнения технических решений, принятых в рабочей документации;

г) появление новых работ, не учтённых в рабочей документации, потребность в выполнении которых могла быть выявлена только в процессе строительства (замена грунтов оснований, материалов, конструкций, изделий, арматурной стали и каркасов и т.п.);

д) получение предписаний об устранении нарушений при строительстве объекта капитального строительства органа государственного строительного надзора в случае, если устранение нарушений требует внесения изменений в рабочую документацию в соответствии с требованиями [РД-11-04-2006].

Примечание — Работы по перечислениям: а), б), г) выполняются проектной организацией на основании дополнительного договора (соглашения).

8.2 Внесение изменений в рабочую документацию заказчиком допускается в случае, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости не превышают десяти процентов указанной в смете общей стоимости строительства и не меняют характера предусмотренных в договоре строительного подряда работ, в соответствии с пунктом 1 статьи 744 [Гражданский кодекс РФ].

8.3 Изменения вносятся в рабочую документацию проектной организацией по письменному заданию заказчика (или по согласованию с ним) в соответствии с положениями раздела 7 ГОСТ Р 21.1101.

8.4 В процессе строительства объектов капитального строительства при необходимости допускается внесение изменений в проектную документацию.

В случае, если в процессе строительства объекта капитального строительства возникла необходимость в отклонении параметров такого объекта, то, в соответствии с положением части 7 статьи 52 [Градостроительный кодекс РФ], внесение изменений в проектную документацию допускается только на основании вновь утверждённой застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в неё соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

8.5 Основные причины внесения изменений в проектную документацию:

а) несоблюдение в процессе строительства основных параметров объекта капитального строительства, установленных в градостроительном плане земельного участка и принятых в проектной документации, утверждённой в установленном порядке, в том числе:

1) размеров земельных участков и их площадей;

2) минимальных отступов от границ земельных участков, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

3) предельного числа этажей или предельной высоты зданий, строений, сооружений;

4) максимально допустимого процента застройки определяемого как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка [Градостроительный кодекс РФ];

б) несоблюдение вида разрешённого использования земельного участка и объектов капитального строительства [Градостроительный кодекс РФ];

в) введение в действие новых (изменение действующих) законодательных и нормативных правовых актов, технических регламентов, требования которых затрагивают конструктивные и иные характеристики надёжности и безопасности строящегося объекта капитального строительства;

г) внесение изменений в рабочую документацию в процессе строительства, технические решения которых затрагивают конструктивные и иные характеристики надёжности и безопасности строящихся или реконструируемых объектов, в том числе в соответствии с предписаниями органов государственного строительного надзора.

8.6 Изменения вносятся в проектную документацию по письменному заданию заказчика в соответствии с положениями раздела 7 ГОСТ Р 21.1101, на основании дополнительного договора на проектные работы или дополнительного соглашения к нему.

8.7 В случае, если отклонения параметров объекта капитального строительства превышают предельные значения, установленные градостроительным планом земельного участка, или требуется получить разрешение на условно разрешённый вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, то правовое оформление соответствующих документов выполняется в соответствии со статьями 39 и 40 [Градостроительный кодекс РФ].

8.9 Переутверждение проектной документации осуществляется застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации [Постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 ], полученного в порядке, установленном статьёй 49 [Градостроительный кодекс РФ].

Согласно ГОСТ Р 21.1101-2013:

Согласно п.8.3 СП 246.1325800.2016 изменения вносятся в рабочую документацию проектной организацией по письменному заданию заказчика (или по согласованию с ним) в соответствии с положениями раздела 7 ГОСТ Р 21.1101.

В соответствии с общими положениями раздела 7 выделим следующие пункты:

7.1.1 На основании положений раздела 7 настоящего стандарта могут быть разработаны стандарты организаций, учитывающие особенности внесения изменений в проектные документы в зависимости от объема документации, условий документооборота и используемых САПР и СЭД.

7.1.2 Изменением документа, ранее переданного заказчику, является любое исправление, исключение или добавление в него каких-либо данных без изменения обозначения этого документа.

Обозначение документа допускается изменять только в случае, когда разным документам ошибочно присвоены одинаковые обозначения или в обозначении документа допущена ошибка.

Внесение изменений в расчеты не допускается.

7.1.3 Если изменение документа неприемлемо, то должен быть выпущен новый документ с новым обозначением.

7.1.4 Любое изменение в документе, вызывающее какие-либо изменения в других документах, должно одновременно сопровождаться внесением соответствующих изменений во все взаимосвязанные документы.

7.1.5 Изменения вносят в подлинник документа.

7.1.6 Информацию о факте изменения документа указывают:

  • в бумажных документах — в основной надписи этих документов и/или в таблицах регистрации изменений;
  • в ДЭ — в реквизитной части этих документов;
  • в графе «Примечание» документов и ведомостей, предназначенных для учета документов.

Список вопросов и предложений по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1948.

Данный список вопросов и предложений взят с сайта Минстроя РФ, ссылка на данный список:  Сводная таблица вопросов и предложений по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 № 1948 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Вопрос 1:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 352 утвержден перечень услуг, являющихся необходимыми и обязательными для оказания государственных услуг. Разъясните порядок проведения экспертного
сопровождения в условиях отсутствия данной услуги в указанном Перечне и отсутствия соответствующего кода ОКВЭД?

Является ли экспертное сопровождение отдельной государственной услугой, отличной от государственной экспертизы проектной документации? Или выданные заключения по экспертному сопровождению следует учитывать в рамках государственной экспертизы?

Если является отдельной услугой, соответственно, нужно ли дополнительно вносить изменения в Устав, добавлять новый ОКВЭД — какой?

Ответ 1:

Все изменения в части введения экспертного сопровождения внесены в статью 49 ГрК (Градостроительный кодекс РФ). При этом наименование статьи осталось неизменным, так как указанная статья регулирует вопросы экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Таким образом, Федеральным законом № 151-ФЗ дополнительно не вводится самостоятельная процедура — экспертное сопровождение, а лишь закрепляется возможность по желанию застройщика или технического заказчика проведение оценки, составляющей предмет экспертизы технической части проектной документации, в специально установленной форме экспертного сопровождения.

В части 3.9 статьи 49 ГрК устанавливается предмет экспертного сопровождения, который исходя из анализа указанных положений и норм части 5 статьи 49 ГрК дублирует предмет экспертизы проектной документации в части оценки соответствия проектной документации требованиям, установленным в пункте 1 части 5 статьи 49 ГрК, заданию на проектирование и результатам инженерных изысканий (экспертиза технической части проектной документации).

Федеральный закон № 151-ФЗ устанавливает, что такая экспертиза проектной документации без проверки достоверности определения сметной стоимости строительства объект капитального строительства (ОКС) является по сути экспертизой проектной документации в форме экспертного сопровождения.

Частью 3.10 статьи 49 ГрК установлено, что в случае внесения в ходе экспертного сопровождения изменений в проектную документацию, требующих проведения экспертизы проектной документации в целях получения застройщиком или техническим заказчиком заключения о соответствии построенного ОКС, выдается с учетом всех этих изменений заключение экспертизы проектной документации, сведения о котором подлежат включению в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации ОКС.

Таким образом, речь идет не о новой услуге, а о государственной экспертизе, которая в перечне услуг уже содержится

Вопрос 2:

В соответствии с пунктом 17.3 Положения 4 для проведения оценки соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, требованиям, установленным частью 3.9 статьи 49 ГрК, в рамках экспертного сопровождения (далее — оценка соответствия в рамках экспертного сопровождения), представляется часть проектной документации, в которую внесены изменения.

При этом, в соответствии с пунктом 45.2 Положения, при проведении оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения осуществляется оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, требованиям технических регламентов и иным требованиям, включая оценку совместимости изменений, внесенных в проектную документацию, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились.

Просим дать разъяснения, каким образом должна осуществляться оценка совместимости изменений, внесенных в проектную документацию, с частью проектной документацией, в которую указанные изменения не вносились, в случае, если проектная документация для проведения государственной экспертизы представлялась на бумажном носителе?

Примечание: 4 — Здесь и далее постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»

Ответ 2:

Согласно п. 17 Положения в случае, если ранее документы представлялись на государственную экспертизу на бумажном носителе, при проведении повторной государственной экспертизы проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, в том числе заключение государственной экспертизы, проводимой в случае, предусмотренном частью 3.10 статьи 49 ГрК, организация по проведению государственной экспертизы в целях оценки совместимости внесенных изменений с проектной документацией, в отношении которой была ранее проведена государственная экспертиза, вправе дополнительно истребовать от заявителя представление материалов проектной документации, в которые изменения не вносились.

Указанные материалы проектной документации представляются заявителем не позднее 3 рабочих дней со дня получения соответствующего запроса в порядке, установленном договором.

Вопрос 3:

Для проведения в случае, предусмотренном частью 3.10 статьи 49 ГрК, государственной экспертизы изменений, внесенных в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения (далее — государственная экспертиза по результатам экспертного сопровождения), в рамках срока действия договора об экспертном сопровождении предоставляются:

а) в случае если в результате изменений, внесенных в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения, сметная стоимость строительства, реконструкции объекта капитального строительства соответствует установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в установленном порядке, стоимости строительства, реконструкции объекта капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, — заявление о выдаче заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения…

б) в случае если в результате изменений, внесенных в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения, сметная стоимость строительства, реконструкции объекта капитального строительства изменилась и не соответствует установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в установленном порядке, стоимости строительства, реконструкции объекта капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, — заявление о выдаче заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения…

Возможно ли считать положительным результатом выполнения экспертных работ по договору об экспертном сопровождении заключение, содержащее выводы о подтверждении (положительное заключение) или неподтверждении (отрицательное заключение) соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, подготовленное в соответствии с пунктом 45.9 Положения, если заявителем не подано заявление о выдаче заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения, в соответствии с пунктом 17.4 Положения?

Ответ 3:

Да, обязательства по договору со стороны экспертной организации можно считать выполненными в том случае, если в рамках срока действия договора об экспертном сопровождении заявитель не обратился с заявлением о выдаче заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения, в котором указывается информация о выданных по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения заключениях в соответствии с пунктом 17.4 Положения

Вопрос 4:

В случае обнаружения в ходе экспертного сопровождения необходимости проведения
повторной экспертизы, но заявитель не обращается с заявлением в соответствии с пунктом 17.4 Положения, какое заключение выдавать по результатам экспертного сопровождения?

Ответ 4:

В рассматриваемой ситуации результатом оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения является заключение, содержащее выводы о подтверждении (положительное заключение) или неподтверждении (отрицательное заключение) соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, выдаваемое в соответствии с пунктом 45.9 Положения.

При этом для проведения в случае, предусмотренном частью 3.10 статьи 49 ГрК, государственной экспертизы изменений, внесенных в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения, заявитель должен обратиться в организацию по проведению государственной экспертизы с заявлением в соответствии с пунктом 17.4 Положения.

В случае если заявитель с соответствующим заявлением не обращается, то государственная экспертиза по результатам экспертного сопровождения не проводится

Вопрос 6:

Требуется ли продление договора об экспертном сопровождении, если срок направления (вручения) заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения по заявлению, указанному в п. 17.4 Положения, выходит за рамки срока договора?

Ответ 6:

Заключение договора на экспертное сопровождение в соответствии с пунктом 26.1 Положения является правом заявителя, а не его обязанностью. В соответствии с пунктом 17.4 Положения проведение государственной экспертизы изменений, внесенных в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения, осуществляется в рамках срока действия договора об экспертном сопровождении.

Вопрос 7:

Что означает указанное в подпункте «а» пункта 17.4 Положения «соответствие» сметной стоимости строительства, реконструкции объекта капитального строительства установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений? Любое отклонение сметной стоимости от установленной в решении в большую или меньшую сторону будет являться несоответствием?

Ответ 7:

Данная формулировка содержится в пункте 5 части 3.8 статьи 49 ГрК. Исходя из данной формулировки любое отклонение сметной стоимости от установленной в решении будет являться несоответствием

Вопрос 8:

Решение об оставлении без рассмотрения заявления о проведении экспертного сопровождения принимается при наличии следующих оснований: а) представлены не все документы, указанные в пункте 17.2 Положения; б) заявление, предусмотренное подпунктом «а» пункта 17.2 Положения, представлено неуполномоченным лицом. Пункт 23.1 Положения содержит ссылку на отсутствующий в положении пункт 17.2 Положения

Ответ 8:

Для решения данного вопроса необходимо внесение изменений в Положение. Существующая техническая ошибка будет исправлена в рамках дальнейшего внесения изменений в Положение. Минстроем России на федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», который среди прочего предусматривает соответствующие изменения

Вопрос 9:

В соответствии с отчетом о проверке заключений экспертизы учреждению было указано на следующее нарушение: «Застройщик и технический заказчик одно лицо». В соответствии с пунктом 22 статьи 1 ГрК, технический заказчик — уполномоченное застройщиком юридическое лицо, то есть оно выбирается застройщиком самостоятельно, до подачи заявления о проведении государственной экспертизы. По каким основаниям в соответствии с пунктом 24 и 24.1 Положения можно отказать заявителю в принятии проектной документации на государственную экспертизу?

Ответ 9:

В соответствии с пунктом 23.1 Положения, если заявление, предусмотренное пунктом 17.2 Положения, представлено неуполномоченным лицом, то принимается решение об оставлении заявления без рассмотрения.

Вопрос 9:

Основаниями для отказа в принятии документов, представленных для проведения оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения, являются:

а) представление не всех документов, указанных в пункте 17.3 Положения, необходимых для проведения экспертного сопровождения;

б) представление документов с нарушением требований, утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с пунктом 18 настоящего Положения, к формату документов, представляемых в электронной форме;

в) нахождение на дату представления документов, указанных в пункте 17.3 Положения, на рассмотрении в организации по проведению государственной экспертизы ранее представленных документов по этому объекту капитального строительства, в отношении которых не выдано заключение по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения или заключение государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения;

г) экспертное сопровождение должно осуществляться иной организацией по проведению государственной экспертизы. Экспертное сопровождение не предусматривает изменения, внесенные в результаты инженерных изысканий. Но при проведении оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения осуществляется оценка соответствия в том числе результатам инженерных изысканий. Таким образом, при направлении на экспертное сопровождение проектной документации и результатов инженерных изысканий, в которые внесены изменения, возникает ситуация, что экспертная организация в рамках экспертного сопровождения не имеет полномочий провести оценку результатов инженерных изысканий на соответствие требованием тех. регламентов, а также проектной документации на соответствие результатам инженерных изысканий, не получившим положительное заключение экспертизы, в то же время отсутствует основание для отказа в принятии результатов инженерных изысканий на экспертное сопровождение.

В связи с изложенным пункт 24.1 Положения предлагается дополнить подпунктом следующего содержания: «Представление результатов инженерных изысканий с внесенными изменениями, не получившими положительное заключение государственной экспертизы.»

Ответ 9:

Согласно части 3.9 статьи 49 ГрК экспертное сопровождение в отношении результатов инженерных изысканий не осуществляется. В том случае, если изменения, внесенные в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, не соответствуют инженерным изысканиям, в соответствии с пунктом 45.9 Положения результатом оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения будет является отрицательное заключение

Вопрос 9:

Частью 3.9 статьи 49 ГрК и Положением установлено, что оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, осуществляется органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации.

В виду внесения изменений в законодательство Российской Федерации, в ряде случаев первичная экспертиза осуществлялась органами исполнительной власти субъекта (подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением), однако на момент предоставления документов для проведения экспертного сопровождения у данного учреждения отсутствует правовая возможность проведения государственной экспертизы применительно к этому объекту.

Так, Федеральным законом от 21 июля 2017 года № 219- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2018 года № 496-ФЗ) внесены изменения в статью 49 ГрК, согласно которым проведение государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, указанного в абзаце первом части 3 статьи 6.1 ГрК, или подведомственного ему государственного (бюджетного или автономного) учреждения.

Пунктом 24.1 Положения определены основания для отказа в принятии документов, представленных для проведения оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения, в том числе «экспертное сопровождение должно осуществляться иной организацией по проведению государственной экспертизы». 

Учитывая изложенное выше, просим дать разъяснение, какой организацией по проведению государственной экспертизы должно осуществляться экспертное сопровождение проектной документации объектов, по которым первичная экспертиза проведена одним учреждением (органом исполнительной власти субъекта), а на момент проведения экспертного сопровождения проведение государственной экспертизы в отношении проектной документации данного объекта отнесено к полномочиям другого учреждения (федерального органа исполнительной власти)?

Ответ 9:

Согласно части 3.9 статьи 49 ГрК экспертное сопровождение по решению застройщика или технического заказчика может осуществляться органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, которые подтверждают соответствие внесенных в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.9 статьи 49 ГрК. Таким образом, законодательно не установлена возможность проводить экспертное сопровождение экспертной организации, которая ранее не проводила экспертизу такой проектной документации

Вопрос 10:

В случае принятия решения об отказе в принятии документов, представленных на государственную экспертизу, заявитель уведомляется о таком решении в течение 2 рабочих дней со дня поступления таких документов в организацию по проведению государственной экспертизы.

Предлагаем изменить срок «в течение 3 рабочих дней». Учитывая расхождение сроков, установленных пунктами 21 и 24.2 Положения, просим дать разъяснения:

1.В какой срок необходимо представить (направить) заявителю мотивированный отказ (уведомление) в принятии документов, представленных для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий?

2.Является ли срок, установленный пунктом 24.2 Положения, применимым только к отказам в принятии документов, представленных для проведения оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения?

Ответ 10:

Для решения данного вопроса необходимо внесение изменений в Положение. Согласно пункту 21 Положения проверка документов, представленных заявителем для проведения экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, осуществляется в течение 3 рабочих дней со дня поступления документов в экспертную организацию.

Срок уведомления заявителя, указанный в пункте 24.2 Положения, применим исключительно к процедуре экспертного сопровождения. Существующая техническая ошибка, позволяющая относить срок уведомления заявителя к сроку проверки документов, будет исправлена в рамках дальнейшего внесения изменений в Положение.

Минстроем России на федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», который среди прочего предусматривает следующее изменение: «в подпункте 24.2 Положения слова «на государственную экспертизу» заменить словами «для проведения оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения»»

Вопрос 11:

Срок устранения недостатков при принятии документов на государственную экспертизу согласно п.25 не превышает 20 рабочих дней.

Срок проведения государственной экспертизы в отношении жилых домов равен 20 рабочим дням. При этом трудоемкость несоизмерима.

С целью повышения качества подготовки заключений государственной экспертизы при наличии установленных максимальных сроков проведения экспертизы в соответствии с пунктом 29 Положения, предлагаю рассмотреть вопрос об установлении минимальных сроков проведения государственной экспертизы

Ответ 11:

В пункте 25 Положения речь идет об устранении недостатков без возврата документов заявителю на бумаге (гостайна) на стадии принятия документов до заключения договора на экспертизу («Если в документах, представленных на бумажном и (или) электронном носителе в соответствии с абзацем четвертым пункта 18 настоящего Положения, недостатки, послужившие основанием для отказа в принятии документов на государственную экспертизу, устранимы без возврата документов и заявитель не настаивает на их возврате, организация по проведению государственной экспертизы устанавливает срок для устранения заявителем таких недостатков, который не должен превышать 20 рабочих дней»). Сроки проведения экспертизы установлены в пункте 29 Положения

Вопрос 12:

Если в соответствии с пунктом 26.1 Положения заявитель за 30 рабочих дней до истечения срока договора об экспертном сопровождении не уведомил организацию по проведению государственной экспертизы о продлении срока действия договора об экспертном сопровождении, может ли быть заключен новый договор об экспертном сопровождении?

Ответ 12:

Да, может быть заключен новый договор об экспертном сопровождении. При этом пролонгация в данном случае не предусматривается

Вопрос 13 :

Будут ли разъяснения требований к составу, содержанию и порядку оформления заявления и заключения по результатам экспертного сопровождения (п.45.9 Положения)?

Ответ 13:

В настоящее время Минстроем России ведется работа по разработке проекта приказа Минстроя России «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации».

Указанный проект приказа содержит в себе в том числе изменения к Требованиям к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, утвержденным приказом Минстроя России от 08.06.2018 № 341/пр. Проект приказа в настоящее время размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов и доступен для ознакомления

Вопрос 14:

Пунктом 45.5 Положения предусмотрена подготовка заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения после представления документов, указанных в пункте 17.4 Положения, который оговаривает только вопросы соответствия измененной сметной стоимости строительства бюджетных объектов стоимости, установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений. Означает ли это, что по объектам с небюджетным финансированием выдача заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения невозможна и требуется проведение повторной государственной экспертизы по пункту 44 «б» Положения?

Ответ 14:

Нет, не означает. Согласно части 3.10 статьи 49 ГрК в случае внесения в ходе экспертного сопровождения изменений в проектную документацию, требующих проведения экспертизы проектной документации, орган исполнительной власти или организация, проводившие экспертизу проектной документации, по итогам внесения этих изменений в данную проектную документацию в целях получения застройщиком или техническим заказчиком указанного в пункте 9 части 3 статьи 55 ГрК заключения выдает с учетом всех этих изменений заключение экспертизы проектной документации, сведения о котором подлежат включению в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации ОКС в соответствии с частью 7.1 статьи 49 ГрК. При этом дополнительное направление проектной документации на проведение экспертизы проектной документации не требуется. При этом, возможно, пункт 17.4 требует юридикотехнической корректировки