Понятие расчетной скорости автомобиля на автомобильных дорогах приведено в СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85.
Расчетная скорость- это наибольшая возможная (по условиям устойчивости и безопасности) скорость движения одиночного автомобиля при нормальных условиях погоды и сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части, которой на наиболее неблагоприятных участках трассы соответствуют предельно допустимые значения элементов дороги (п.3.27 СП 34.13330.2012).
В соответствии с п.5.1 СП 34.13330.2012 расчетные скорости движения для определения параметров плана, продольного и поперечного профилей, а также других параметров, зависящих от скорости движения принимают по таблице 5.1а.
Таблица 5.1а
Расчетные скорости, км/ч |
|||
Основные |
Допускаемые на трудных участках местности |
||
пересеченной |
горной |
||
IA |
150 |
120 |
80 |
IБ |
120 |
100 |
60 |
IB |
100 |
100 |
60 |
II |
120 |
100 |
60 |
III |
100 |
80 |
50 |
IV |
80 |
60 |
40 |
V |
60 |
40 |
30 |
Примечания к таблице:
- Расчетные скорости, установленные в таблице 5.1а для трудных участков пересеченной и горной местности, допускается принимать только при технико-экономическом обосновании с учетом местных условий для каждого конкретного участка проектируемой дороги.
- Расчетные скорости на смежных участках автомобильных дорог не должны отличаться более чем на 20%.
- При разработке проектов реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог по нормам категорий IБ, IB и II допускается при технико-экономическом обосновании сохранять элементы плана, продольного и поперечного профилей (кроме числа полос движения) на отдельных участках существующих дорог, если они соответствуют расчетной скорости, установленной для дорог категории III, a по нормам категорий III, IV — на категорию ниже соответственно.
- Для подъездных автомобильных дорог к промышленным предприятиям по нормам категорий IБ и II при наличии в составе движения более 70% грузовых автомобилей или при протяженности дороги менее 5 км следует принимать расчетные скорости, соответствующие категории III.
- При наличии вдоль трассы автомобильных дорог капитальных дорогостоящих сооружений и лесных массивов, а также в случаях пересечения дорогами земель, занятых особо ценными сельскохозяйственными культурами и садами, в пределах населенного пункта, при технико-экономическом обосновании (согласно 4.8), допускается принимать расчетные скорости, установленные в таблице 5.1а для трудных участков пересеченной местности.
Согласно п.5.15 СП 34.13330.2012 расстояние видимости на всем протяжении дороги должно быть не менее остановочного пути до препятствия. Наименьшие расстояния видимости следует принимать по таблице 5.9.
Таблица 5.9
Расчетная скорость, км/ч |
Наименьшее расстояние видимости, м |
||
для остановки |
встречного автомобиля |
при обгоне |
|
150 |
300 |
— |
— |
120 |
250 |
450 |
800 |
100 |
200 |
350 |
700 |
80 |
150 |
250 |
600 |
60 |
85 |
170 |
500 |
50 |
75 |
130 |
400 |
40 |
55 |
110 |
— |
30 |
45 |
90 |
— |
20 |
25 |
50 |
— |
Наименьшее расстояние видимости для остановки должно обеспечивать видимость любых предметов, имеющих высоту 0,2 м и более, находящихся на середине полосы движения, с высоты глаз водителя автомобиля, равной 1,0 м от поверхности проезжей части. Расстояние видимости наряду с расчетной скоростью является основным параметром для определения геометрических элементов в плане и продольном профиле с учетом поперечного профиля.
При сооружении в горной местности участков подходов дорог к тоннелям элементы плана и профиля назначают, исходя из условий обеспечения необходимой видимости при заданной расчетной скорости.